МЕНЮ
 

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК СБОРА И УДАЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Ответственными за организацию работы по обращению с коммунальными отходами и обеспечение эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов является КУМПП «Пинское районное ЖКХ».

Система обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в Пинском районе технологически включает в себя следующие этапы:

сбор, вывоз и захоронение коммунальных отходов;

раздельный сбор коммунальных отходов;

сортировку коммунальных отходов;

заготовку вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР) через заготовительные пункты. 

1.1 Порядок сбора смешанных ТКО и ВМР от населения в многоквартирной жилой застройке

Оказание услуг по вывозу и захоронению коммунальных отходов из жилого фонда Пинского района предоставляет Коммунальное унитарное производственное предприятие «Пинское районное ЖКХ».

В Пинском районе в благоустроенном жилом фонде установлено 36 контейнерных площадок, на которых имеется 84 контейнера для сбора ТКО, а также 20 контейнеров для раздельного сбора ВМР. В отдельных населенных пунктах от населения в домах малоэтажной застройки отходы вывозятся по графику без установки контейнерных площадок.

Периодичность вывоза отходов из многоквартирной жилой застройки Пинского района: 1-3 раза в неделю.

Действующие мусоропроводы в Пинском районе отстутствуют.

1.2 Порядок сбора смешанных ТКО и ВМР от населения в индивидуальной жилой застройке

В рамках реализации существующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пинского района в настоящее время эксплуатируется 422 контейнерная площадка, в том числе для ВМР 49 площадка, для ТКО 373 площадки. На данных площадках установлено 186 контейнеров для ВМР и 333 контейнеров для ТКО. Вывоз производится бесконтейнерным планово-регулярным способом, а также с контейнерных площадок.

Периодичность вывоза – 1-3 раза в неделю.

1.3 Наличие специальной транспортной техники, применяемой для сбора и транспортировки коммунальных отходов в Пинском районе

Наличие специальной техники, применяемой для сбора транспортировки коммунальных отходов на территории Пинского района, ее характеристики представлены в Таблица 1.

Таблица 1 – Наличие специальной техники, применяемой для сбора транспортировки коммунальных отходов на территории Пинского района

п/п

Наименование

автомобиля

Объем кузова

Вид загрузки

Коэффициент уплотнения

Год ввода в эксплуатацию

%

износа

1

ГАЗ 3307

(КО 440)

7,5

боковая

До 4,0

2000

100

2

ГАЗ 3309

(КО 440)

8,0

боковая

До 4,0

2008

100

3

ЗИЛ 433362

(КО 440)

10,0

боковая

До 4,0

2004

100

4

МАЗ 4903А2-390

10,0

боковая

До 6,0

2010

100

5

МАЗ 438043

(КО 449)

13,5

боковая

До 4,0

2013

72

6

МАЗ - 4380Р2

(КО 449)

13,0

боковая

До 6,0

2014

61

7

МАЗ - 4380Р2

(КО 449)

13,0

боковая

До 6,0

2014

61

8

МАЗ-5337

(КО 440)

18,0

боковая

До 4,0

2015

52

9

МАЗ 5903А2-390

20,0

задняя

До 6,0

2019

14

10

МТЗ-82.1

4

2000

100

11

МТЗ-82.1

4

2004

100

12

МТЗ-80

4

1993

100

13

МТЗ-80

4

2013

68

1.4 Прием вторсырья, электронного, электрического оборудования, ртутьсодержащих и иных отходов на территории Пинского района

На территории Пинского района действуют следующие механизмы приема вторсырья от граждан и организаций:

  1. система стационарных пунктов приёма ВМР:

КУМПП «Пинское районное ЖКХ» (время работы с 8.00 до 17.00):

- д. Посеничи, ул. Центральная, 121, (вых.: сб., вск.);

- г.п. Логишин, ул. Ленина, 88, (вых.: вск., пн.);

- аг. Парохонск, ул. Мелиораторов, 4а, (вых.: вск., пн.).

- аг.Чухово. ул. Октябрьская, 4 (вых.: вск., пн).

Пинское РАЙПО на базе торговых объектов:

- г.п. Логишин, ул.Дзержинского,19, (с 9 до 18, вых.: вск.);

- аг.Молотковичи, ул.Лынькова, 166, (с 8 до 16, вых.: вск.);

- д. П.Загородский, ул.Советская, 5б, (с 8 до 16, вых.: вск.).

  1. система передвижных пунктов приёма ВМР:

КУМПП «Пинское районное ЖКХ» передвижной заготовительный пункт на базе автомобиля ГАЗ 330202, АН-1 3298, время работы с 8.00 до 17.00, выходные дни: суббота, воскресенье.

Пинское РАЙПО на базе автомобиля МАЗ 437143, АМ 1494-3-1, время работы с 8.00 до 16.30, выходные дни: суббота, воскресенье.

Сбор от населения отработанных бытовых аккумуляторных батареек организован в торговых объектах Пинского РАЙПО и ТУП «Пинская межрайонная торговая база».

Сбор ртутьсодержащих отходов от населения и собственных производственных участков осуществляет КУМПП «Пинское районное ЖКХ» по адресу: д. Посеничи, ул. Центральная, 117б, (выходные дни: суббота, воскресенье).

Раздельный сбор коммунальных отходов от населения осуществляется путём установки специальных контейнеров для раздельного сбора вторичного сырья (отходы стекла, полимерные отходы, отходы бумаги и картона, электрическое и электронное оборудование), а также через приёмные передвижные пункты (1 - КУМПП Пинское районное ЖКХ; 1 - Пинское РАЙПО).

Вторичное сырье собирается в исправную тару (плотные мешки, сборники, контейнеры).

На территории Пинского района тажке организован сбор и подготовка для переработки вторсырья от юридических лиц, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, пригодные к повторному использованию.

Таблица 2 – Пункты приема по Пинскому району

№ п/п

Наимено-вание

Адрес, контактные данные

Владелец, собствен-ник

Виды товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор которых от физических лиц должны обеспечивать данные организации

Электрическое и электронное оборудование

Лампы газо-разрядные

Элемен-ты питания (батарейки)

Отходы упаковки (полимерная, стеклянная, бумажная и (или) картонная)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.                    

Магазин «Дисконт»

г. Пинск, ул. Базовая,16

ТУП «Пинская межрайонная торговая база»

+

-

+

-

2.    

ТПС

д. Пинковичи, ул. Лунинецкая, 11

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

3.    

Универмаг

гп. Логишин, ул. Ленина, 61

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

4.    

"Родны Кут"

гп. Логишин, ул. Советская, 43

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

5.    

"Родны Кут"

гп. Логишин, ул. Ленина, 12

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

6.    

"Родны Кут"

аг. Парохонск, ул. Центральная, 26

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

7.    

Промтовары

аг. Молотковичи, ул. Железнодорожная, 19

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

8.    

"Родны Кут"

аг. Молотковичи, ул. Ленина, 5

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

9.    

"Галевский"

д. Галево,
ул. Пинская, 64

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

10.                

"Родны Кут"

д. Галево,
ул. Пинская, 94

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

11.                

"Родны Кут"

аг. Оснежицы, ул. Оснежицкая, 126

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

12.                

"Родны Кут"

аг. Оснежицы, ул. Ленина, 47

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

13.                

ТПС

аг. Плещицы, ул. Пинская, 23

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

14.                

ТПС

п. Садовый, ул. Центральная, 2

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

15.                

 "Озерный"

д. Почапово, ул. Молодежная, 1

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

16.                

ТПС

д. Чухово, ул. Советская, 14

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

17.                

ТПС

д. Домашицы, ул. Садовая, 2

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

18.                

ТПС

д. Камень, ул. 50 лет БССР, 12

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

19.                

Промтовары

п. Городище, ул. Лунинецкая, 28

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

20.                

"Родны Кут"

аг. Сошно, ул. Центральная, 23

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

21.                

ТПС

аг. Валище, ул. Октябрьская, 7

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

22.                

ТПС

д. Березовичи, ул. Ленина, 56

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

23.                

ТПС

д. Ласицк, ул. Советская, 25

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

24.                

"Родны Кут"

аг. Лопатино, ул. Советская, 5

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

25.                

ТПС

д. Бобрик,                                ул. Чапаева, 12

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

26.                

ТПС

д. Лосичи, ул. Гагарина, 20

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

27.                

ТПС

д. Кошевичи, ул. Октябрьская, 3

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

28.                

ТПС

д. Погост-Загородский, ул. Ленина, 16

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

29.                

ТПС

д. Лемешевичи, пер. Короткий, 1

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

30.                

ТПС

д. Вяз, ул. Советская, 1

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

31.                

ТПС

д. Доброславка, ул. Ленина, 24

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

32.                

ТПС

д. Местковичи, ул. Котовского, 26

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

33.                

ТПС

д. Ладорож, ул. Вишневская, 2

Пинское РАЙПО

-

-

+

-

                 

Вывоз электронного и электрического оборудования осуществляется Пинским районным центром ОАО «БрестВТИ». Заказать услугу по вывозу отходов можно по телефонам: +375 (165) 62 45 65, +375 (29) 803 72 76, либо оставить заявку на сайте https://pinsk.brestvti.by. Техника, утратившая свои потребительские свойства, также принимается от населения по адресу: г. Пинск, ул. Ленина, 15.

1.5 Обращение с крупногабаритными и растительными отходами

Крупногабаритные отходы, в т.ч. подобные строительным, собираются на территории домовладений граждан. Вывоз на полигон и мини-полигоны крупногабаритных отходов осуществляется по предварительным заявкам граждан либо гражданами самостоятельно.

Растительные отходы накапливаются на территории домовладений граждан. Вывоз растительных отходов на полигон и мини-полигоны ТКО осуществляется по предварительным заявкам граждан либо гражданами самостоятельно.

1.6 Обращение с отходами в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, гаражных кооперативах, кладбищах, пляжах

На территории Пинского района находится 92 садоводческих товарищества, в том числе заключившие договоры на услугу по вывозу ТКО с КУМПП «Пинское районное ЖКХ» – 92 товариществ. Накопление отходов производится в тару собственников, установленных контейнеров для сбора ТКО на территориях садоводческих товариществ не имеется. Вывоз производится авто тракторной техникой по заявительному принципу, либо самостоятельно на полигон и мини – полигоны ТКО.

На территории Пинского района расположено 3 гаражных кооператива, в том числе заключившие договора на услугу по вывозу ТКО с КУМПП "Пинское районное ЖКХ" 2 кооператива. Коммунальные отходы с территорий гаражных кооперативов вывозятся силами КУМПП "Пинское районное ЖКХ" один раз в неделю.

На территории Пинского района расположено 178 кладбищ.

В хозяйственном ведении КУМПП ЖКХ «Пинское районное ЖКХ» находится 77 кладбищ. Сбор отходов осуществляется в 154 контейнера объемом 0,75 м3. Вывоз отходов с территорий данных кладбищ осуществляется один раз в неделю.

С территории сельских кладбищ (101 кладбище), которые не находятся в хозяйственном ведении КУМПП ЖКХ «Пинское районное ЖКХ» вывоз отходов осуществляется по заявительному принципу. На каждом из данных кладбищ установлено по 1-2 контейнера объемом 0,75 м3, в которых и происходит накопление ТКО.

На обслуживании КУМПП ЖКХ «Пинское районное ЖКХ» находятся парк в г.п. Логишин, сквер в а.г. Оснежицы. Накопление ТКО производится в урны и контейнеры, вывоз коммунальных отходов с территорий парка и сквера осуществляется один раз в неделю.

Также на территории обслуживания КУМПП ЖКХ «Пинское районное ЖКХ» находится пляж озера «Городищенское», (расположен - Пинский район д. Городище). В течение купального сезона производится планово – регулярная санитарная очистка территории пляжа один раз в неделю.

1.7 Сведения об объектах для разделения по видам смешанных и раздельно собираемых коммунальных отходов

На территории Пинского района не имеется:

– объектов сортировки коммунальных отходов;

– объектов обезвреживания и использования коммунальных отходов.

На территории Пинского района имеются 2 пресса пакетировочных вертикальных:

-УЖИМ 533 - дата ввода в эксплуатацию – 2017 г., усилие прессования 10 тонн, мощность двигателя – 4,0 кВт, прессуемое вторичное сырье – отходы пластмасс, ПЭТ- бутылки, отходы бумаги и картона, размеры формируемой кипы 800/600/700 мм, масса кипы (макулатура/ПЭТ) 150/70 кг; износ на 01.06.2020 -20%; производительность – 3-5 сформированных кип в смену;

-УЖИМ 529 - дата ввода в эксплуатацию 2013г, усилие прессования 20 тонн, мощность двигателя – 4,0 кВт, прессуемое вторичное сырье – отходы бумаги и картона, отходы пластмасс, ПЭТ- бутылки, размеры формируемой кипы 730/1000/950 мм, масса кипы (макулатура/ПЭТ) – 250-280/90-110 кг; износ на 01.06.2020 - 46%; производительность – 6-8 сформированных кип в смену.

1.8 Сведения об объектах по обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов

Вывоз разрешенных к захоронению отходов осуществляется на полигон и мини-полигоны, расположенные на территории района (Таблица 3).

Таблица 3 – Полигоны захоронения ТКО на территории Пинского района

Наименование и местоположение полигонов

Площадь, га

 
 

1.                   

Мини-полигон Молотковичи/Севернее а.г. Молотковичи

5,5

 

2.                   

Мини-полигон Валище/ Северо-западнее аг. Валище

1,05

 

3.                   

Мини-полигон Новоселье/ Западнее д. Новоселье

1,22

 

4.                   

Мини-полигон Новый Двор/ Западнее аг. Новый Двор

1,5

 

5.                   

Мини-полигон Жидче/ Южнее аг. Жидче

1,26

 

6.                   

Мини-полигон Плещицы/ Юго-восточнее аг. Плещицы

1,37

 

7.                   

Мини-полигон Лемешевичи/ Юго-западнее д. Лемешевичи

0,86

 

8.                   

Мини-полигон Лопатино/ Юго-западнее аг. Лопатино

0,63

 

9.                   

Мини-полигон Парохонск/ Северо-западнее аг. Парохонск

0,99

 

10.               

Мини-полигон Сошно/ Западнее аг. Сошно

1,20

 

11.               

Мини-полигон Ласицк/ Восточнее д. Ласицк

0,92

 

12.               

Полигон ТКО г.п. Логишин

1,36

 

 

Итого площадь:

17,86

 

 

Обезвреживание коммунальных отходов на территории Пинского района не осуществляется.

 1.9 Нормативы образования

Действующий норматив образования ТКО на территории Пинского региона установлен решением райисполкома от 24 октября 2017 г. №1177.

В соответствии с ТКП 17-11-08-2020 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ» (далее – ТКП) специалистами РУП «Институт «Белжилпроект» в процессе разработки схемы на базе данных одного сезона были установлены нормативы образования ТКО экспресс-методом натурных замеров непрерывно в течении 7 дней (далее – Экспресс-метод).

Сравнение установленных решениями райисполкомов и фактических нормативов образования ТКО представлены в Таблица 4.

 Таблица 4 – Сравнение нормативов образования ТКО, установленных решениями райисполкомов и экспресс-методом

Тип жилого фонда

нормативы образования ТКО в соответствии с решениями*, м3

нормативы образования по экспресс-методу ТКО**, м3

Пинский район:

 

 

благоустроенные жилые дома

1,77

1,31

неблагоустроенные жилые дома

1,85

0,7

неблагоустроенные жилые дома (г. п. Логищин)

 

3,21

*– нормативы образования ТКО в соответствии с решениями райисполкомов включают в себя в том числе нормативы образования ВМР, крупногабаритных отходов.

**– установленные Экспресс-методом нормативы образования ТКО не включают в себя нормативы образования ВМР, крупногабаритных отходов.

 

Расхождение данных ведомственной отчетности КУМПП «Пинское районное ЖКХ» «Отчет о заготовке и поставке вторичного сырья, отходов товаров за январь - декабрь 2019 года» с данными Таблица 5 свидетельствуют о несоответствии объемов ВМР, собранных раздельным сбором, отсортированных и сданных в пункты приема вторичного сырья от рассчитанных Экспресс-методом объемов ВМР, образующихся на территории Пинского района.

В Таблица 5 приведен сравнительный анализ содержания ВМР и его сбора от населения и юридических лиц.

 

Таблица 5 – Сравнительный анализ содержания ВМР и его сбора от населения и юридических лиц.

ВМР из всех источников по Пинскому району, тонн в год

По нормативам

 

Из ведомственной
отчетности

Бумага, картон

1174,83

1952,28

Тетрапак

162,58

 

Черные металлы

435,84

 

Цветные металлы

143,67

 

Текстиль

3273,20

1,38

Стекло

2734,30

1264,05

Кожа, Резина (изношенные шины)

1112,38

151,88

ПЭТ-бутылка

869,40

288,2

Полиэтилен

445,06

163,97

Другая пластмасса

234,16

154,37

Молочная бутылка

273,78

0

Отходы бытовой техники

 

12,78

Отработанные масла

 

1,34

Итого ВМР

10859,2

3990,25

 

Таким образом, для объективного расчета стоимости услуг по обращению с коммунальными отходами для потребителей этих услуг в Пинском районе, а также для планирования и совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами необходимо установить нормативы образования коммунальных отходов потребления, провести исследование морфологического состава коммунальных отходов и утвердить результаты нормирования, определения морфологического состава решениями местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с ТКП.

 

1.10 Морфологический состав ТКО

Важным аспектом для определения объемов образования отходов является определение морфологического состава.

Специалистами РУП «Институт «Белжилпроект», в процессе разработки схемы, экспресс-методом натурных замеров был установлен морфологический состав раздельно собранных ВМР и содержания ВМР в общей массе ТКО в процентном соотношении (Таблица 6).

 

Таблица 6 – Морфологический состав ТКО, % ВМР от общей массы

 

% от общей массы отходов

ВМР, %

18,12

Бумага, картон

0,68

Тетрапак

0,14

Черные металлы

0,80

Цветные металлы

0,12

Батарейки

0,00

Текстиль

6,16

Стекло

7,05

Кожа, Резина

2,09

ПЭТ-бутылка

0,66

Полиэтилен

0,17

Другая пластмасса

0,15

Молочная бутылка

0,10

Остаток

81,88

 

 

1.11 Себестоимость услуги по обращению с ТКО и тарифы

Затраты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и тарифы представлены в Таблица 7 и Таблица 8 соответственно.

Таблица 7 – Тарифы на услугу по обращению с ТКО в 2020 году

Тариф по обращению с ТКО

Ед.изм.

КУМПП «Пинское районное ЖКХ»

Для населения, субсидируемый государством

Руб./м3

8,6019

Для населения, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуги

Руб./м3

9,8382

Бюджетные организации

Руб./м3

8,848

Прочие юридические лица

Руб./м3

8,848

 

Таблица 8 – Затраты на оказание услуги по обращению с ТКО, руб./м3

Наименование затрат

КУМПП «Пинское районное ЖКХ» руб./м3

Затраты на оплату труда производственных рабочих

1,8707

Отчисления на социальные нужды

0,6344

Электроэнергия

 

Амортизация

0,2334

Материалы

1,9393

Прочие прямые затраты

1,0905

Накладные расходы

1,1073

Налоги, сборы и другие обязательные отчисления

0,3763

Ремонт и техническое обслуживание основных средств

0,4210

Услуги сторонних организаций

0,0334

Итого

7,7063

 

 

 

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СБОРА И УДАЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

2.1 Сбор ТКО и ВМР в многоквартирной жилой застройке

 

В многоквартирной жилой застройке Пинского района для сбора ТКО требуется установка заглубленных контейнеров в количестве 19 единиц объемом 5 м3, 22 единицы объемом 3 м3, для сбора ВМР – 38 евроконтейнеров объемом 1,1 м3. Расчет необходимого количества контейнеров для сбора ТКО представлен в Таблица 9. Расчет необходимого количества контейнеров для сбора ВМР представлен в Таблица 10.

Таблица 9 – расчет количества контейнеров заглубленного типа для сбора смешанных ТКО

Населеный пункт

Численность,
чел.

V,м³

V=5м³

V=3м³

Степень
наполняемости 5м³,%

Степень
наполняемости
3м³,%

Выбранный объем

Кол-во

Объем, м³

1

2

3

4

5

6

7

8

9

д. Берёзовичи

44

0,482

1

1

12

20

1

3

д. Высокое

306

3,352

1

2

83,6

69,6

1

5

д. Галево

326

3,571

1

2

89,0

74,2

1

5

д. Гончары

93

1,019

1

1

25,4

42,3

1

3

д. Городище

148

1,621

1

1

40,4

67,4

1

3

д. Жабчицы

117

1,282

1

1

32

53,3

1

3

аг. Жидче

245

2,683

1

2

66,9

55,8

1

5

д. Заполье

170

1,862

1

1

46,4

77,4

1

3

д. Ковнятин

179

1,96

1

1

48,9

81,5

1

3

д. Кошевичи

29

0,318

1

1

7,9

13,2

1

3

д. Логишин

458

5,017

2

3

62,5

69,5

3

5

д. Лопатино

42

0,46

1

1

11,5

19,1

1

3

д. Мерчицы

45

0,493

1

1

12,3

20,5

1

3

аг. Молотковичи

500

5,477

2

3

68,3

75,9

3

3

д. Новый Дворец

56

0,614

1

1

15,3

25,5

1

3

д. Оснежицы

885

9,694

3

5

80,6

80,6

5

3

д. Охово

53

0,581

1

1

14,5

24,1

1

3

д. Парохонск

1116

12,224

4

6

76,2

84,7

6

5

д. Пинковичи

1803

19,75

5

9

98,5

91,2

5

5

аг. Плещицы

152

1,665

1

1

41,5

69,2

1

3

д. Посеничи

65

0,712

1

1

17,8

29,6

1

3

д. Садовый

689

7,548

2

4

94,1

78,4

2

5

д. Стытычево

161

1,764

1

1

44

73,3

1

3

Всего:

7682

84,149

35

50

59,9

69,9

41

 

3 – объем накопления с учетом вывоза ТКО с мест сбора три раза в неделю, м3 (графа «2» х норматив образования ТКО без ВМР в благоустроенном жилфонде (1,7088м3)/(52 недели*3 дня);

4 – расчетное количество контейнеров, объемом 5 м3, полученное путем округления в большую сторону результата деления объема накопления (значение графы «3» на объем контейнера с учетом его наполняемости на 80% (5м3х80%=4м3);

5 – расчетное количество контейнеров, объемом 3 м3, полученное путем округления в большую сторону результата деления объема накопления на объем контейнера с учетом его наполняемости на 80% (3м3х80%=2,4м3);

6 – степень наполняемости контейнеров объемом 5 м3, расчитанная как соотношение объема накопления (графа «3») и объема расчетного количества контейнеров с учетом их наполняемости на 80% (графа «3»/(графа «4»х4м3);

7 – степень наполняемости контейнеров объемом 3 м3, расчитанная как соотношение объема накопления (графа «3») и объема расчетного количества контейнеров с учетом их наполняемости на 80% (графа «3»/(графа «5»х2,4м3);

8 – количество контейнеров, равное значению графы «4» в случае, если значение графы «6» больше значения графы «7», или равное значению графы «5» в случае, если значение графы «6» меньше значения графы «7»;

9 – объем выбранных контейнеров, равен 5 м3, если значение графы «6» больше значения графы «7», или 3 м3, если значение графы «6» меньше значения графы «7».

Таблица 10 – расчет необходимого количества контейнеров для сбора ВМР в многоквартирном жилом фонде Пинского района


п/п

Наименование

V накопл, м3
в неделю

Кол-во
контейнеров

1

2

3

4

1                     

д. Кошевичи, ул. Центральная 22, 22а, 24

0,2077

1

2                     

д. Гончары, ул. Гагарина 4, 6, 8, 10, 12

0,3462

1

3                     

д. Посеничи, ул. Парковая 1, 2

0,2448

1

4                     

аг. Жидче, ул. Школьная 11А

0,0659

1

5                     

аг. Жидче, ул. Новая 12, 13, 14, 15

0,331

1

6                     

аг. Жидче, ул. Новая 16, 17, 18, 19, 20

0,3462

1

7                     

д. Стытычево, ул. Мирная 17, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 31А, 33, 35

0,5539

1

8                     

аг. Плещицы, ул. Пинская 25, 33, 37, 39

0,3462

1

9                     

д. Лемешевичи, ул. Пионерская 14А

0,0422

1

10                 

д. Лемешевичи ул. Пионерская 16, 18А

0,0811

1

11                 

д. Лемешевичи, ул. Пионерская 2А, 2Б

0,0777

1

12                 

аг. Лопатино, ул. Советская 13А

0,0659

1

13                 

аг. Лопатино, ул. Молодежная 1А

0,0304

1

14                 

аг. Лопатино, ул. Советская 7

0,0692

1

15                 

д. Ласицк, ул. Первомайская, 1, 3

0,0811

1

16                 

д. Ласицк, ул. Советская 2, 4, 6

0,0996

1

17                 

д. Ласицк, ул. Школьная 2, 6

0,0388

1

18                 

п. Садовый, ул. Солнечная 1, 3

0,3462

1

19                 

п. Садовый, ул. Солнечная 28, 30, 32, 34

1,0267

2

20                 

п. Садовый, ул. Центральная 8, 9, 10, 12, 14, 16

0,7075

1

21                 

п. Садовый, ул. Советская 4, 6, 8, 10, 12, 14

0,5691

1

22                 

аг. Молотковичи пер. Владимировский 5

0,1148

1

23                 

аг. Молотковичи ул. Морозова 1Б

0,1503

1

24                 

аг. Молотковичи ул. Лынькова 13, 14

0,0777

1

25                 

д. Березовичи, пер. Школьный 1А

0,1064

1

26                 

д. Новый Дворец ул. Полевая 1, 2

0,2161

1

27                 

д. Поречье, ул. Центральная 214

0,0659

1

28                 

д. Тобулки, ул. Школьная,  д. 17

0,0186

1

29                 

д. Мерчицы, ул. Польная, 1, 3, 5

0,1621

1

30                 

аг. Логишин, Ул. Ленина, 10, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 30

1,3407

2

31                 

аг. Логишин, ул. Ленина 39, 82, 84

0,1503

1

32                 

аг. Логишин, ул. Советская 38, 40

0,1233

1

33                 

д. Ковнятин, ул. Веселая 63, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81

0,3546

1

34                 

д. Ковнятин, ул. Веселая 53, 55, 59

0,4424

1

35                 

д. Вяз, ул. Советская 3

0,027

1

36                 

аг. Сошно, ул. Молодежная 14

0,0152

1

 

ИТОГО:

9,0428

38

Значение графы «4» получено путем округления в большую сторону до целого числа результата деления значения графы «3» на 0,88 м3 (с учетом 80% наполняемости от общего объема контейнера 1,1 м3: 1,1м3 х 80%=0,88 м3)

Необходимо обустройство контейнерных площадок для сбора ТКО и ВМР в многоквартирном жилом фонде в количестве 36 штук, общие затраты на обустройство контейнерных площадок в многоквартирном жилом фонде ориентировочно составят 10 800 рублей.

 

2.2 Сбор ТКО и ВМР в индивидуальной жилой застройке

Вариант 1

Для индивидуальной жилой застройки Пинского района сбор коммунальных отходов предлагается собирать путем подворового объезда. Для этого необходимо приобретение контейнеров объемом 0,12 м3 по одному на каждое домохозяйство. Общее количество контейнеров для индивидуальных домов составит 42 406 единиц на сумму 3 731 728,00 рублей (Таблица 11).

 

Таблица 11 – Количество контейнеров для сбора ТКО в индивидуальной жилой застройке объемом 0,12 м3 в Пинском районе

Индивидуальная жилая застройка

количество
домохозяйств

Количество контейнеров ТКО 0,12 м³

 
 
 

Пинский район

21 203

21 203

 

 

Сбор вторичных материальных ресурсов в индивидуальной жилой застройке в соответствии с вариантом 1 предполагается собирать также подворовым объездом. В соответствии с данным вариантом сбор вторичных материальных ресурсов будет производиться по двум видам: пластик и стекло, так как такой вид вторсырья как бумага в сельских населенных пунктах зачастую используется в бытовых нуждах (для растопки печей, каминов и пр.). Учитывая данное обстоятельство, необходимо приобретение контейнеров объемом 0,12 м3 для сбора ВМР из расчета по 1 единице на каждое домохозяйство в индивидуальном жилищном фонде. (Таблица 12).

 

Таблица 12 – Необходимое количество контейнеров объемом 0,12 м3 для сбора ВМР для варианта 1

Индивидуальная жилая застройка

количество домохозяйств

Количество контейнеров ВМР (вариант 1)

 
 

Пинский район

21 203

21 203

 

 

Оператор района (уполномоченное юридическое лицо в районе/регионе по обращению с ТКО) передает по три пластиковых контейнера домовладельцам на ответственное хранение для сбора твердых коммунальных отходов, для вторичных материальных ресурсов (бумага, пластик и др.), для сбора стекла. С каждым домовладельцем заключается договор на пользование оборудованием, в котором оговаривается вопрос сохранности вверенного имущества. Емкости будут находиться в пользовании граждан, располагаться во дворах. В дни вывоза мусора (согласно графику) необходимо обеспечить нахождение контейнеров за пределами ограждения территории индивидуальной жилой застройки в целях обеспечения к ним свободного доступа работников ЖКХ.

Выдача индивидуальных контейнеров обеспечит улучшение санитарного состояния территории сектора индивидуальной жилой застройки, а также позволит избежать несанкционированного складирования отходов. Пользовавние индивидуальными контейнерами повысит эффективность раздельного сбора отходов.

Вариант 2

В соответствии с вариантом 2 сбор вторичных материальных ресурсов будет производиться на контейнерных площадках. На каждой площадке будет установлено по 3 контейнера «Бумага, картон», «ПЭТ, пластик», «Стекло, стеклобой» объемом 1,1 м3 (Таблица 13). Согласно требованиям ТКП вывоз отходов должен осуществляться не реже одного раза в неделю из контейнеров, количество которых рассчитано исходя из нормативов образования КО, численности населения в разрезе населенных пунктов и наполняемости контейнеров не более 80% от их объемов.

 

Таблица 13 – Сводная таблица расчетов необходимого количества контейнеров, объемом 1,1 м3 для ТКО, ВМР в индивидуальной застройке Пинского района

 

Наименование

Норматив образования ТКО, м³/в год на чел.

объем м³ в год

периодичность вывоза, раз в 4 недели

Объем накопления м³ с учетом периодичности вывоза, м³

Количество контейнеров

Сумма затрат

ТКО

1,6644

67606,26

4

1300,1204

867

451707,00

ВМР пластик

0,0130

528,05

1

40,6192

181

94301,00

ВМР бумага

0,0146

593,04

1

45,6185

184

95864,00

ВМР стекло

0,158

6417,80

1

493,6769

399

207879,00

ИТОГО

1,85

75145,15

 

1880,035

1631

849751,00

 

Справочно: при расчете необходимого количества контейнеров учитывались численность населения в каждом населенном пункте, наполнение контейнеров на 80% объема и периодичности вывоза отходов 1 раз в неделю для ТКО, 1 раз в 4 недели – для ВМР.

Необходимо дооснащение контейнерными площадками в индивидуальной жилой застройке Пинского района в соответствии с требованиями ТКП (п.13) и СНП «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов» в количестве не менее 178 площадок. Сумма затрат составит 53 400 рублей.

 

2.3 Вывоз коммунальных отходов. Потребность в специальной технике

Вывоз коммунальных отходов происходит с помощью специальной техники. Расчет необходимого количества необходимой спецтехники для сбора и перевозки ТКО и ВМР производился для трех типов автомобилей:

МАЗ «Сапфир» двухосный объем кузова 17 м³

МАЗ с КМУ трехосный объем кузова 17 м³

МАЗ-6312 КО-427Б-90 объем кузова 24 м³

При расчете необходимого количества техники учтены коэффициенты уплотнения в холодный и теплый периоды для каждого типа автомобиля, нормативы образования ТКО и периодичность вывоза отходов для различных типов застройки Пинского района (Таблица 14).

Таблица 14 – Расчет необходимого (максимального) количества специальной техники

ТКО, м³

ВМР (пластик, бумага, стекло), м³

Количество рейсов в год

Расчетное макс. количество авто

ТКО

Бумага Пластик

Стекло

ТКО

Бумага
пластик

Стекло

1

2

3

4

5

6

80 731,6

8 008,91

1 356,83

188,445

6

1

1 – общий объем ТКО в год, м3; рассчитан следующим образом: 40 619 чел. (численность проживающих в ИЖЗ) х 1,6644 м3/год на чел. (норматив образования ТКО, утвержденный решением Пинского районного исполнительного комитета за вычетом объемов ВМР, КГО для ИЖХ) + 7 682 чел. (численность проживающих в МЖЗ) х 1,7088 м3/год на чел. (норматив норматив образования ТКО, утвержденный решением Пинского районного исполнительного комитета за вычетом объемов ВМР, КГО для МЖЗ) = 40 619х1,6644+7 682х1,7088;

2 – общий объем пластика, бумаги, стекла в год, м3; рассчитан следующим образом: 40 619 (численность проживающих в ИЖЗ) х 0,0,1856 м3/год на человека (норматив образования бумаги, пластика, стекла в ИЖЗ) +7 682 (численность проживающих в МЖЗ) х 0,06121м3/год на чел. (норматив образования бумаги, пластика в МЖЗ) = 40 619х0,1856+7 682х0,06121

3 – количество рейсов в год, необходимых для вывоза ТКО («гр.1»/ (17 м3*3,5));

4 – количество рейсов в год, необходимых для вывоза бумаги, пластика, стекла («гр.2»/ (17 м3*2,5));

5 – расчетное максимальное количество автомобилей, необходимых для вывоза ТКО («гр.3»/257 – количество рабочих дней в году);

6 – расчетное максимальное количество автомобилей, необходимых для вывоза бумаги, пластика, стекла («гр.4»/257 – количество рабочих дней в году);

Учитывая, что для сбора ТКО в благоустроенном жилом фонде будут установлены заглубленные контейнеры в населенных пунктах в соответствии с Таблицей 9 для вывоза ТКО необходимо наличие специальной техники с возможностью установки краново-манипуляторной установки (далее – КМУ).

Для расчета необходимого количества специальной техники для вывоза ТКО и ВМР необходимо также учитывать наличие имеющейся техники с износом менее 50%. Детальный расчет количества необходимой техники произведен на базе построения маршрутов и отчетов в Web-приложении «Транспортная Логистика» в системе «BelFort», доступ к которой предоставлен ЧТУП «БелфортМониторинг» на основании договора № 372 от 28.10.2020. При расчете учтены объем отходов на площадке, протяженность маршрутов и время, необходимое для объезда маршрутов и сбора отходов.

 

Таблица 15 – Наличие специальной техники с износом менее 50%

Наиенование района

Марка, модель

Объем кузова,

м3

Год

ввода в эксплуатацию

Процент

износа

%

Пинский район

МАЗ 5903А2-390

20

2019

14

 

 

 

 

Таблица 16 – Расчет необходимого количества техники с учетом построения маршрутов

 

Наименование

Наименование техники

Необходимо

в наличии

к приобретению

Цена за единицу, бел. руб.

Пинский район

МАЗ-6312 КО-427Б-90 24 м³

ТКО (5ед), ВМР (1 ед.)

5

1

4

256100

1024400

1280500

МАЗ-6312 КО-427Б-32 с КМУ

ТКО (МЖФ с загл. конт.)

1

0

1

256100

256100

 

Таблица 17 –Общая протяженность маршрутов, общий объем сбора и  вывоза смешанных ТКО в Пинском районе

 

Протяженность маршрута, км

кол-во раз
в неделю

Итого за год,
км
(гр.2 хгр.3х52 нед.)

Численность проживающих, чел.

V, м³
за 1 рейс

Итого за год,
м³
(гр.3хгр.6х52 нед.)

 

1

2

3

4

5

6

7

МЖФ ТКО 

278,1

3

43383,6

7682

84,15

13127,4

 

0

 

 

0

 

 

ЧС ТКО №1

161,7

1

8408,4

1651

52,84

2747,68

ЧС ТКО №2

180,7

1

9396,4

1928

61,74

3210,48

ЧС ТКО №3

106,8

1

5553,6

1994

63,82

3318,64

ЧС ТКО №4

140,7

1

7316,4

1719

55,02

2861,04

ЧС ТКО №5

141,5

1

7358

3746

119,95

6237,4

ЧС ТКО №6

71,3

1

3707,6

1887

60,4

3140,8

ЧС ТКО №7

95,2

1

4950,4

1897

60,72

3157,44

ЧС ТКО №8

211,5

1

10998

1583

50,67

2634,84

ЧС ТКО №9

233,4

1

12136,8

1979

63,34

3293,68

ЧС ТКО №10

71,7

1

3728,4

1881

60,21

3130,92

ЧС ТКО №11

125,1

1

6505,2

1606

51,4

2672,8

ЧС ТКО №12

110,6

1

5751,2

1567

50,16

2608,32

ЧС ТКО №13

260,3

1

13535,6

1516

48,52

2523,04

ЧС ТКО №14

116,1

1

6037,2

1962

62,8

3265,6

ЧС ТКО №15

76,1

1

3957,2

1742

55,8

2901,6

ЧС ТКО №16

64,1

1

3333,2

1847

59,1

3073,2

ЧС ТКО №17

77,7

1

4040,4

2125

68,0

3536

ЧС ТКО №18

137,2

1

7134,4

3091

98,94

5144,88

ЧС ТКО №19

58,7

3

9157,2

4899

52,27

8154,12

ИТОГО

 

 

176389,2

48302

1240,21

80746,88

Справочно: Норматив образования ТКО в многоквартирном жилищном фонде без учета ВМР – 1,7088 м3 в год на 1-го человека. Норматив образования ТКО в индивидуальном жилищном фонде без учета ВМР – 1,6644 м3 в год на 1-го человека.

 

 

Таблица 18 –Общая протяженность маршрутов, общий объем сбора и  вывоза смешанных ВМР в Пинском районе

 

Протяженность маршрута, км

кол-во раз
в месяц
(4 недели)

Итого за год,
км
(гр.2 хгр.3х13)

Численность проживающих, чел.

V, м³
за 1 рейс

Итого за год,
м³
(гр.3хгр.6х13)

 

1

2

3

4

5

6

7

МЖФ ВМР

337,9

4

17570,8

7682

9,04

470,08

 

0

 

0

 

 

 

ЧС ВМР №1

164,9

1

2143,7

2129

30,38

394,94

ЧС ВМР №2

200,3

1

2603,9

2200

32,88

427,44

ЧС ВМР №3

151,4

1

1968,2

2199

31,44

408,72

ЧС ВМР №4

90,9

1

1181,7

2259

32,24

419,12

ЧС ВМР №5

176,5

1

2294,5

2737

39,05

507,65

ЧС ВМР №6

248,4

1

3229,2

2037

29,06

377,78

ЧС ВМР №7

68,5

1

890,5

2451

34,9

453,7

ЧС ВМР №8

59,8

1

777,4

2229

31,82

413,66

ЧС ВМР №9

255,4

1

3320,2

1573

22,45

291,85

ЧС ВМР №10

192

1

2496

2499

35,66

463,58

ЧС ВМР №11

284,5

1

3698,5

2414

34,45

447,85

ЧС ВМР №12

113,6

1

1476,8

2466

35,2

457,6

ЧС ВМР №13

87,7

1

1140,1

2303

32,88

427,44

ЧС ВМР №14

67,9

1

882,7

1410

20,13

261,69

ЧС ВМР №15

64,1

1

833,3

2065

29,48

383,24

ЧС ВМР №16

39,6

1

514,8

2710

38,72

503,36

ЧС ВМР №17

58,9

1

765,7

3157

45,05

585,65

ЧС ВМР №18

71,8

1

933,4

1782

25,05

325,65

ИТОГО

 

 

48721,4,0

48302

589,88

8021,00

Справочно: Норматив образования смешанного ВМР в многоквартирном жилищном фонде – 0,06121 м3 в год на 1-го человека. Норматив образования смешанного ВМР в индивидуальном жилищном фонде – 0,1856 м3 в год на 1-го человека.

 

 

Таблица 19 – Распределение специальных автомоблией по маршрутам в течение недели для сбора и вывоза ТКО, ВМР

 

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

Автомобиль № 1

ЧС ТКО№1

ЧС ТКО№2

ЧС ТКО№3

ЧС ТКО№4

ЧС ТКО№5

Автомобиль № 2

ЧС ТКО№6

ЧС ТКО№7

ЧС ТКО№8

ЧС ТКО№9

ЧС ТКО№10

Автомобиль № 3

ЧС ТКО№11

ЧС ТКО№12

ЧС ТКО№13

ЧС ТКО№14

ЧС ТКО№15

Автомобиль № 4

ЧС ТКО№16

ЧС ТКО№17

ЧС ТКО№18

ЧС ТКО№19

ЧС ТКО№19

Автомобиль № 5

МЖФ ТКО

ЧС ТКО№19

МЖФ ТКО

МЖФ ВМР

МЖФ ТКО

 

 

 

 

 

 

Автомобиль № 6

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

1 неделя

ЧС ВМР №1

ЧС ВМР №2

ЧС ВМР №3

ЧС ВМР №4

ЧС ВМР №5

2 неделя

ЧС ВМР №6

ЧС ВМР №7

ЧС ВМР №8

ЧС ВМР №9

ЧС ВМР №10

3 неделя

ЧС ВМР №11

ЧС ВМР №12

ЧС ВМР №13

ЧС ВМР №14

ЧС ВМР №15

4 неделя

ЧС ВМР №16

ЧС ВМР №17

ЧС ВМР №18

 

 

.

 

 

2.4 Вывоз крупногабаритных отходов, изношенных шин

Сбор отходов, образующихся у населения, организован различными способами:

  • самовывоз;
  • заказ специализированного контейнера;
  • заключение договоров со сторонними организациями.

Доставка коммунальных отходов, подобных строительным, осуществляется собственником отходов. Прием отходов осуществляется от юридических и физических лиц на возмездной основе, согласно утвержденным тарифам.

КПУП «Пинское районное ЖКХ» осуществляет дополнительную услугу по вывозу отходов строительства (относятся к исключенным отходам потребления и не входящих в норматив образования ТКО) специальными контейнерами от многоквартирных жилых домов (погрузочные работы не входят в услугу), по утвержденному тарифу, выставляемому за транспортные услуги и за захоронение.

Крупногабаритные отходы, а также крупногабаритная бытовая техника, стихийно образуются на дворовых территориях многоквартирной жилой застройки, а также в секторе индивидуальной жилой застройки вывозятся ежедневно в соответствии с утвержденным графиком вывоза крупногабаритных отходов с территории жилфонда.

Сбор крупногабаритных отходов происходит на специально отведенных и обозначенных местах на площадках для сбора ТКО. Допускается организация сбора и хранения изношенных шин на контейнерных площадках для сбора КО в специально отведенных местах для крупногабаритных отходов.

Вывоз коммунальных отходов происходит с помощью специальной техники по мере наполнения специально отведенных мест. Организациям ЖКХ также рекомендуется организовать прием крупногабаритных отходов от населения на полигонах по тарифу, учитывающему самостоятельную доставку. Расчет количества специальной техники (трактор МТЗ с прицепом 2ПТС 4,5 объемом 14,5 м3) представлен в Таблица 20. Расчет произведен из среднего норматива образования крупногогабаритных отходов 8% от объема ТКО с учетом вывоза КГО не реже одного раза в неделю (Таблица 20).

 

Таблица 20 – Расчет количества техники для вывоза КГО

Объем ТКО, м³

КГО в год, м³

КГО в неделю, м³

Кол-во рейсов

Количество тракторов

1

2

3

4

5

88 740,51

7 099,24

136,52

10

2

1 – общий объем ТКО в год, м3;

2 – объем КГО в год, м3 («гр.1» х 8%);

3 – объем КГО в неделю, м3 («гр.2»/52);

4 – количество необходимых рейсов в неделю («гр.3»/ 15 м3 – объем кузова трактора);

5 –количество тракторов («гр.4»/5 дней в неделю с округлением вверх до целого числа).

Для переработки крупногабаритных древесных и отходов деревообработки предлагается приобретение рубильной установки «Jens 720BA» в рамках строительства регионального объекта.

На территории станций перегрузок, полигонов для ТКО, а также на полигоне на территории регионального объекта по использованию ТКО для Пинской зоны предлагается установить места для хранения изношенных шин, принимаемых от населения и юридических лиц, с дальнейшей их отгрузкой на предприятие ООО «Экопродшина» (г. Пинск ул. Техническая, 16).

 

2.5 Обращение с растительными отходами всех видов

В соответствии с ТКП отходы растительности, образующиеся в одноквартирных и блокированных жилых домах, подлежат компостированию, хранению и использованию собственниками этих отходов или раздельному сбору с передачей этих отходов на компостирование и (или) использование по заключенным договорам.

В связи с этим для передачи растительных отходов на компостирование предлагается два варианта обращения с данными отходами для одноквартирных и блокированных жилых домов.

Вариант 1. Выдача контейнеров в частные домовладения в аренду и установление отдельного тарифа на услугу «Обращение с ТКО, в том числе растительными отходами», учитывающего затраты на перевоз и компостирование растительных отходов, аренду контейнеров.

Вариант 2. Выдача контейнеров в частные домовладения в аренду и заключение договоров с ЖКХ на услугу по передаче растительных отходов на компостирование и (или) использование.

Закупку контейнеров объемов по 0,24 м3 предлагается производить по мере заключения договоров.

Для обращения с растительными отходами предлагается предусмотреть комплекс по переработке всех видов растительных отходов (от уборки территорий, территорий садов, парков, скверов, сектора индивидуальной жилой застройки, фермерских хозяйств), образуемых на территориях г. Пинска, Пинского и Ивановского районов в рамках строительства регионального объекта.

 

2.6 Обращение с пищевыми отходами

Пищевые отходы объектов общественного питания (твердые и жидкие) собираются в отдельные контейнеры (емкости), оборудованные плотно закрывающимися крышками, исключающими вытекание пищевых отходов и (или) попадание в них других компонентов ТКО.

Компостирование ТКО осуществляется на специальных площадках, где органическая часть ТКО закладывается в бурты для созревания или с использованием специального оборудования (биореакторы и другое).

Площадки для компостирования рекомендуется размещать на существующих и строящихся объектах захоронения ТКО с учетом требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2019 г. № 847 «Об утверждении специфических санитарно-гигиенических требований к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду» и ТКП 17.11-02.

Получаемый в результате компостирования ТКО компост рекомендуется использовать в качестве материала для изоляции слоев отходов при захоронении твердых ТКО, для отсыпки наружных откосов объектов захоронения ТКО, при рекультивации и благоустройстве территорий и т.д. в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

 

2.7 Прием вторсырья, электронного, электрического оборудования, ртутьсодержащих и иных отходов на территории Пинского района

Прием вторсырья, электронного и электрического оборудования, ртуьсодержащих и иных отходов осуществлять в соответствии с действующей ситуацией (см. пункт 1.4).

2.8 Обращение с отходами в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, гаражных кооперативах

Для организации сбора и временного хранения ТКО, образующихся в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, гаражных кооперативах создаются контейнерные площадки.

В садоводческих товариществах, дачных кооперативах подлежат раздельному сбору: ВМР, отходы растительности; крупногабаритные отходы

В каждом садоводческом товариществе, дачном кооперативе устанавливаются не менее одного контейнера для сбора каждого вида вторичных материальных ресурсов.

Расстояние от окон садовых домиков до мест временного хранения ТКО должно быть не менее 20 метров.

В гаражных кооперативах подлежат раздельному сбору: ВМР, изношенные шины, отработанные масла, антифризы, охлаждающие жидкости и другие специальные жидкости.

Норматив образования ТКО потребления для потребительских кооперативов и садоводческих товариществ принимается в количестве 0,1м3 или 19 кг на 100 м2 площади земельного участка независимо от количества проживающих в домах либо по результатам проведения натурных замеров объемов (массы) образования ТКО потребления.

Сбор отходов от садоводческих товариществ и гаражных кооперативов осуществляется на основании заключенных договоров на возмездное оказание услуг с указанием периодичности вывоза.

Для обеспечения сбора и вывоза коммунальных отходов с гаражных массивов районным исполнительным комитетам следует организовать создание юридических лиц, организациям, оказывающим услуги по сбору и вывозу ТКО – заключить с ними договоры.

 

2.9 Создание объекта по обращению с ТКО Пинской зоны обслуживания

В соответствии с Концепцией создания объектов по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов и полигонов для их захоронения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 715 (далее – Концепция создания объектов) в Пинском районе планируется создать объект по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов.

Учитывая требования Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда на 2016-2020 годы» и поручения Совета Министров Республики Беларусь по передаче объектов захоронения ТКО в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек, эксплуатацию этих объектов организациям, не осуществляющим деятельность по сбору и вывозу таких отходов, объект по сортировке и использованию ТКО необходимо передать вновь созданному юридическому лицу.

Справочно: численность населения г. Пинска, Пинского и Ивановского районов составляет 211,1 тыс. человек.

При разработке предпроектной (прединвестиционной) документации необходимо учесть нормативы образования коммунальных отходов, а также отдельных видов ВМР.

Так, в Пинской зоне (г. Пинск, Пинский, Ивановский районы) необходимо создание регионального объекта по использованию ТКО, который будет включать в себя:

  1. автоматизированная линия сортировки ТКО (две линии сортировки) для отбора пригодных к использованию вторичных материальных ресурсов, с объемом пропускаемых ТКО в год – 60 тысяч тонн;
  2. обработка органической части ТКО с получением компоста;

3 передвижной комплекс для переработки древесных и крупногабаритных отходов с получением топливной щепы и инертных материалов;

  1. передвижной комплекс для переработки строительных отходов с получением материалов для дорожных и строительных работ (переработка железобетона, бетона, кирпича, асфальтобетона от разборки асфальтовых покрытий);
  2. строительство котельной для собственных нужд.

 

2.10 Рекультивация полигонов

Одним из этапов реализации региональной схемы должна стать рекультивация недействующих полигонов, миниполигонов, а также рекультивация действующих полигонов Пинского района в соответствии с графиками закрытия и рекультивации миниполигонов, согласованных инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Ориентировочная стоимость проектных работ, работ по рекультивацвии полигонов с полным комплексом работы (излоляция, выравнивание, подсыпка, пересыпка и др.) составляет 28 100 рублей на 1 га.

Площадь миниполигонов на территории Пинского района (д. Поречье, д. Чухово, д. Бобрик), подлежащих рекультивации в первый год реализации схемы составляет 4,63 га. Ориентировочная сумма затрат 130 103 руб.

Действующий полигон в аг. Логишин (1,36 га), а также действующие мини-полигоны (12,55 га) необходимо закрыть и рекультивировать после ввода в эксплуатацию регионального объекта. Сумма затрат на рекультивацию составит 390 871 руб.

Итого сумма затрат на рекультивацию всех полигонов в Пинском районе (18,54 га), в т.ч. миниполигонов (17,18 га) составит приблизительно 520 974 рублей, в т.ч. для миниполигонов – 482 758 рублей.

 

2.11 Инвестиционные затраты реализации схемы

Учитывая изложенное, приведем свод ориентировочных затрат, необходимых для реализации данной схемы (Таблица 21).

 

Таблица 21 – Инвестиционные затраты реализации схемы

Наименование

Пинский район

количество

сумма затрат

Контейнеры заглубленные 3м3

22

101 640

Контейнеры заглубленные 5 м3

19

96 976

Установка заглубленных контейнеров

41

82 000

Контейнеры 0,12 м³ (для ТКО инд.застр вариант 1)

21 203

1 865 864

Контейнеры 1,1 м³ (для ТКО инд.застр. вариант 2)

867

451 707

Контейнеры 1,1 м3 (для ВМР многоквартирной жилой застройки)

38

19 798

контейнеры 0,12 м³ (для ВМР инд застр. вариант 1)

21 203

1 865 864

контейнеры 1,1 м³ (для ВМР инд застр. вариант 2)

764

398 044

контейнерные площадки (для ВМР вариант 2)

178

53 400

МАЗ-6312 КО-427Б-90 24 м³

4

1 024 400

МАЗ-6312 КО-427Б-32 с КМУ 24 м³

1

256 100

Трактор Беларус-1523.3

2

223 368

Полуприцеп тракторный с цельнометаллическими бортами, V=15м³

2

78 842

Рекультивация полигонов, в т.ч.

19,22

540 082

полигонов, га

1,36

38 216

миниполигонов, га

17,86

501 866

 

 

 

Итого (вариант 1)

 

6 154 934

Итого (вариант 2)

 

3 326 357

 

* - стоимость строительства определяется на стадии разработки обоснования инвестирования и строительного проекта

 

Вариант 1 – приобретение контейнеров для ВМР по 2 единицы в каждое домохозяйство

Вариант 2 – установка площадок (центров сбора ВМР) без выдачи индивидуальных контейнеров для ВМР.

 

2.12 Эксплуатационные затраты реализации схемы

Эксплуатационные затраты представлены в Таблица 22.

 

Таблица 22 – Эксплуатационные затраты реализации региональной схемы, руб. в год

Наименование

Пинский район

Заглубленные контейнеры 3м³, 5м³ (амортизация)

70 154

Мешки для заглубленных контейнеров

26 000

Контейнеры 1,1 м3 (для ВМР многоквартирного жилфонда)

4950

МАЗ-6312 КО-427Б-90 24 м³ (4 единицы, амортизация)

204 880

МАЗ-6312 КО-427Б-32 с КМУ 24 м³ (1 единица, амортизация)

51 220

Трактор Беларус-1523.3 с полуприцепом (2 единицы)

44 700

Расходы на топливо *

190 000

Численность водителей мусоровозов, трактористов, грузчиков

16

Заработная плата с начислениями

260 000

Итого в год, руб.

851 904

* – расчет произведен исходя из общей протяженности маршрутов (Таблица 17 и Таблица 18), из усредненного расхода дизельного топлива для мусоровозов (35 л/100 км) и трактора (8,2 л/100 км), стоимости дизельного топлива (2,10 руб./л)

Справочно: затраты на приобретение мешков для заглубленных контейнеров, топливо, заработную плату рабочих с отчислениями составят 476 000 рублей в год.

2.13 Этапы реализации схемы, источники финансирования

Этапы реализации региональной схемы представлены в Таблица 23. В таблице применены следующие сокращения:

ССП – собственные средства предприятия;

СМБ – средства местных бюджетов.

 

Таблица 23– Этапы реализации схемы, источники финансирования

Наименование

количество

сумма затрат

Источник финансирования

1 год реализации схемы

Приобретение, установка заглубленных контейнеров, 1,1 м³ для ТКО и ВМР в МЖФ

41

280 616

ГУ "Оператор ВМР", ССП

Приобретение контейнеров 0,12 м³ для ТКО и ВМР в ИЖЗ

21 203

1 865 864

ГУ "Оператор ВМР"

Рекультивация миниполигонов, га

2,26

63 506

СМБ, СП

Приобретение специальной техники для вывоза ТКО и ВМР, в т.ч. МАЗ-6312 КО-427Б-32 с КМУ 24 м³

3

768 300

ГУ "Оператор ВМР"

Приобретение техники для вывоза КГО (тракторы, прицепы)

2

302 210

ГУ "Оператор ВМР"

ИТОГО

 

3 280 496

 

2 год реализации схемы

Приобретение  контейнеров, 1,1 м³ для ВМР в МЖФ

38

19 798

ГУ "Оператор ВМР", ССП

Приобретение контейнеров 0,12 м³ для ТКО и ВМР в ИЖЗ

21 203

1 865 864

ГУ "Оператор ВМР"

Приобретение специальных автомобилей:

2

512 200

ГУ "Оператор ВМР"

Рекультивация миниполигонов, га

5,68

159 608

СМБ, СП

ИТОГО

 

2 557 470

 

3 год реализации схемы

Рекультивация миниполигонов, га

11,44

321 464

СМБ, СП

ИТОГО

 

321 464

 

4 год реализации схемы

 

 

 

Рекультивация полигонов, га

1,36

38 216

СМБ

ИТОГО

 

38 216

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБ ОБРАЩЕНИИ С КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

 

Практика показывает, что реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование обращения с отходами производства и потребления, невозможна без участия как руководителей производств, ученых и специалистов, так и населения.

Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, является низкий уровень осведомлённости жителей региона в вопросах обращения с отходами. Природопользователи зачастую не осознают важности проблемы отходов и избавляются от отходов наиболее простым для себя способом.

Помимо ужесточения контроля за образованием отходов, для повышения осведомленности граждан необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у населения грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами.

С целью внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья предусматривается:

активизация работы средств массовой информации по освещению всех аспектов обращения с отходами и использования их в качестве вторичного сырья, а именно обеспечение регулярных публикаций в средствах массовой информации объявлений о графиках работы приемных пунктов вторичного сырья, электронного оборудования, о размещении мобильных площадок для сбора крупногабаритного и строительного мусора, статей о собранных ВМР, о результатах проделанной работы;

утверждение образовательских программ по данной тематике, проведение на регулярной основе конференций, «круглых столов», выставок, конкурсов, информационных часов соответствующей тематики, в частности в образовательных учреждениях;

развитие системы непрерывного воспитания и образования в области охраны окружающей среды, ориентированной на закрепление навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами, организация кружков, факультативов. Важным элементом в комплексном подходе к решению проблемы раздельного сбора вторичных материальных ресурсов является работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста путем проведения дополнительных занятий, экскурсий, при помощи которых подростки смогут усвоить простые правила утилизации твердых коммунальных отходов, а также осознать их значение для улучшения внешнего вида населенных пунктов и окружающей среды. Наиболее важен сам процесс выработки привычки разделения отходов у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста;

вовлечение жителей в систему экологического просвещения, организация разъяснительной работы среди населения по вопросу раздельного сбора отходов, в том числе об экологических и экономических результатах раздельного сбора твердых коммунальных отходов, порядке его осуществления.

Для обучения населения грамотному обращению с отходами планируется использование научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами и формирующих у населения интерес к данной проблеме. Предполагается также размещение на интернет-сайтах ЖКХ материалов, ориентированных на самые широкие слои населения и содержащих данные о ситуации на рынке вторичных материальных ресурсов, адреса существующих заготовительных пунктов, информацию о проводимых акциях и др.

Также предусматривается существенное увеличение роли рекламы в пропаганде необходимости вторичного использования отходов: на телевидении, в общественном транспорте и на улицах города, в материалах местных средств массовой информации (особенно ориентированных на молодежную аудиторию), выделение средств за счет местных бюджетов, а также собственных средств предприятий на данные цели. Осознание жителями своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволит сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным.

Перспективной является организация показательных акций по раздельному сбору отходов в период проведения конкурсов, праздников, установление рекламных щитов, разъясняющих цели и смысл проведения раздельного сбора отходов (не реже двух раз в год).

При использовании продукции из вторичного сырья необходимо, по возможности, снабжать эти изделия соответствующими наклейками, этикетками и надписями: «Изготовлено из вторичного сырья». Это даст возможность наглядно продемонстрировать людям, что раздельный сбор отходов и переработка вторичного сырья имеют реальный смысл, ведут к ресурсосбережению и охране окружающей среды, что позволит снизить скептическое отношение некоторой части населения к идее рационального отношения к отходам.